Рекомендации для родителей

 относительно оптимизации взаимоотношений с ребенком

üПроявляйте безмерную любовь и принятие ребенка в любой ситуации. Никогда не используйте выражение «Если ты так еще раз сделаешь, мама перестанет тебя любить!».

üНикогда не обзывайте и не обижайте ребенка. Можно проявлять недовольство действием ребенка, но не ребенком в целом.

üБудьте чутким к ребенку. Если ребенок просит вас проиграться с ним, уделите ему внимание, но если вы в тот момент не можете этого сделать, не злитесь за его надоедливость. Лучше покажите ребенку, что понимаете его просьбу, объясните, почему в данный момент не можете ее исполнить. Не нужно «откупаться» от ребенка подарками и игрушками, для ребенка важнее и нужнее ваше внимание.

üГоворите с ребенком про его чувства. Ребенок постепенно усвоит язык своих чувств, и ему будет гораздо легче сказать вам, что он обижен, расстроен, зол, чувствует себя одиноко, а не пытается привлечь ваше внимание своим поведением. Единственное чем не стоит злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый лучше знает, что чувствует ребенок. Взрослый может только предположить (на основе своего опыта самонаблюдения, наблюдения за окружающими), что значит поведение ребенка. Ребенок может быть активным рассказчиком про свой внутренний мир. Взрослый может лишь давать ему такую возможность и способы для его воплощения.

üОбнимайте, целуйте ребенка. Объятия выполняют очень важные функции для ребенка: принятие, поддержка, защита, восстановление эмоционального комфорта, целостности семьи, фактическое подтверждение любви родителей, а также того, что родителям необходимы тактильные и эмоциональные источники контакта с ним.

üУважайте личность вашего ребенка. Прислушайтесь к его мнению, воспринимайте серьезно его чувства. Дайте ребенку достаточно свободы и независимости, за которую ребенок сам будет отвечать. В то же время покажите ему, что при необходимости, если он попросит, вы готовы помочь ему, дать дельный совет. У ребенка может быть своя территория, вход в которую взрослым позволено только при его согласии. Ошибочно полагать, что у ребенка не может быть ни одного секрета от родителей.

üНе забывайте хвалить ребенка. Когда ребенок правильно реагирует на похвалу, постарайтесь закрепить это усилие. Ребенок лучше реагирует на похвалу, когда видит, что родители правда им довольны. Не нужно говорить слова вроде «хороший мальчик» или «хорошая девочка». Лучше сказать так: «Мне нравится, как ты сделал (-ла)» Такая похвала даст ребенку возможность почувствовать, что она может сложить хорошее впечатление о себе.

üРазговаривайте с ребенком наедине. Если ребенок провинился, разговаривайте с ним про его поступок без свидетелей (родственников, других детей). В разговоре будьте сдержанным и спокойным.

 

üУделяйте время совместной деятельности с ребенком. Придумайте значащий для вашей семьи ритуал. Например, чтение сказки перед сном, совместный просмотр мультфильма, участие в настольных играх, проведение сюжетно-ролевых игр для всей семьи. 

 

Задержка речевого развития у ребенка

Один из самых волнующих вопросов для родителей - развитие речи у ребенка. Обычно родители начинают беспокоиться о возможной задержке речевого развития своих детей, когда сравнивают их с другими детьми. Развитие речи ребенка очень индивидуально, поэтому нет смысла сравнивать между собой даже сверстников. У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изорта во время еды, дышит ртом – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Для развития мышечного тонуса следует:

·             Дуть и свистеть (выдувать мыльные пузыри; дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе; дудеть и свистеть с помощью музыкальных игрушек)

·             Имитировать звуки животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов. Для развития концентрации внимания следует:

- чаще читать ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает;

- показывать ребенку окружающие его вещи и называть их;

- объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент;

- четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
3. Проблемы со слухом.  Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

- новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса;
- 7-месячный ребенок должен хлопотать и повторять за вами простые звуки;

- от 7 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему речь.


 

Признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:

·ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой;

·произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них;

·не играет и не взаимодействует с другими детьми;

·не понимает или не может ответить на простые вопросы;

·не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения;

·не может назвать кого-то из членов семьи.

Если вы обнаружили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру. Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка.

Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть, сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Для этого психолог рекомендует:

1. Говорите с ребенком, используя простые и понятные предложения.
2. Говорите о том, что происходит здесь и сейчас. Постоянно комментируйте свои действия и действия ребенка. "Ой, смотри, дождь пошел! Где наш зонтик?". "Озвучивать" надо не только действия ребенка, но и его чувства, эмоции. "Олечке весело? Да?"
3. Следуйте за инициативой ребенка. Старайтесь говорить о том, на что ребенок смотрит, или о том, что он взял в руки.

4. Используйте параллельно "детскую" и "взрослую" речь: "Смотри, собачка! Аф-аф!" При этом не сюсюкать, искажая звуки, говорить просто, но правильно.

5. Повторяйте звуки, которые сказал ребенок, а затем добавлять полноценное слово, которое подходит к этой ситуации: "Ты сказал ма-а-а! Молодец! Машинка! Ты хочешь машинку?"

6. Используйте альтернативные вопросы. Например, вместо: "Ты будешь пить?" спросить: "Ты будешь пить сок или воду?"
7. Больше читайте ребенку детских стихов, при этом делая в конце некоторых строчек паузу, чтобы ребенок досказал слово.

8. Совмещайте ритмичные действия и чтение ритмичных стихов. Например, качать ребенка на качелях и читать стихи Чуковского. Стучать мячиком о пол и читать в том же ритме и т.д.
9. Как можно чаще используйте ритм: двигаться под музыку, петь,

хлопать в ладоши.

 

 

Человек обладает способностью любить, 
и если он не может найти применения своей способности любить, 
он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. 
Этим средством он руководствуется, 
как бегством от собственной душевной боли… 
Эрих Фромм

Детская агрессия

 

Уважаемые родители! Эта статья посвящена проблеме детской агрессии. Тема выбрана не случайно. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива.

 

Агрессия и агрессивность – разные понятия!

Агрессивность – это индивидуальная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности на основе социального воспитания, суть которой заключается в агрессивных реакциях на различные раздражители.

Признаком агрессивности является количество агрессивных реакций, которые проявляются в действительности или фантазиях. Агрессия – одна из наиболее расширенных способов решения проблем, которые возникают в сложных ситуациях, вызывающие психическую напряженность. Нужно обозначить, что агрессивные действия, которые применяют для преодоления трудностей и снятия напряжения, часто не является адекватным в отношении ситуации.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществованиям людей в обществе, вредить объектам нападения и наносит физический вред людям (негативные переживания, состояния напряжения, страх, угнетенность).

Следовательно, если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к осуществления такого действия.

Агресиия не возникает неожиданно, обычно она возникает в ответ на межличностных взаимодействий, провокаций.

Психологи разработали классификацию агрессивного поведения. Они выделяют три параметра, которые характеризуют формы агрессивного поведения:

Физическая (физические действия против кого-либо) – вербальная (угрозы, крики и т.д.)

Активная (агрессивные действия) – пассивная (отказ говорить, негативизм)

Прямая (сплетни, сарказм, ирония) – непрямая (выкрики в толпе, топот)

 

Причины формирования агрессивного поведения

Агрессивное поведение детей связана в первую очередь с нарушением общения в семье. В результате этого в них искажаются этические понятия и моральные нормы. Общение в детском саду не только не компенсирует недостатка семейного воспитания, а чаще всего усугубляет положение.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т. д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружения.

К сожалению, родители, страдающие от агрессивности своего чада, вольно или невольно являются её источником. Если родители ведут себя несдержанно, агрессивно в отношениях друг с другом или по отношению к ребёнку (кричат, оскорбляю, угрожают и т. д.,) применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям детской агрессивности, то эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера. Так же повышенная тревожность и страхи, чувство незащищенности и постоянной опасности могут толкать ребёнка на агрессивное поведение, как защитное от ожидаемой агрессивности со стороны взрослых. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии.

Так же одной из причин агрессивного поведения могут быть индивидуальность ребёнка и его статус в детской группе тоже. Внешне агрессивными часто бывают дети с ярко выраженным стремлением к лидерству, особенно если они не довольны своим статусом в группе или если их лидерство не признается группой.

Ребенка с выраженной тенденцией к лидерству необходимо учить быть терпимым, доброжелательным и уступчивым в отношениях со сверстниками и поддерживать проявление таких качеств в сочетании с лидерством. Агрессивными бывают дети, страдающие от неудовлетворенности своими отношениями со сверстниками из-за неумения играть. Задача взрослых формировать и развивать навыки совместной игры, чтобы избежать или ослабить агрессивность ребенка.

 

Что же нужно делать с агрессивным поведением?

1. Реагируйте быстро. Если ребёнок поступает неправильно, лучше сразу ему сказать об этом. Главное, что необходимо донести до ребёнка – это связь между его поведением и последствиями. Как бы вы не были рассержены сами, старайтесь не кричать на ребёнка, не шлёпать его и не ругать за непослушание. Такие меры не заставят ребёнка изменить своему поведение, зато вы наглядно покажете, что физическая и вербальная агрессия допустимы, если человек злится. В избежании этого, лучше покажите ему хороший пример – возьмите себя в руки и спокойно отведите его в сторону и поговорите «на равных».

2. Награждайте за хорошее поведение. Чаще хвалите его за хорошие поступки. Скажите, что вы им гордитесь, причём объясните за что именно.

3. Старайтесь всегда реагировать на агрессивное поведение одинаково. Если вы ведёте себя предсказуемо (например, «Ты снова толкнул Наташу, так что посиди на скамейке ещё раз») – ваш ребёнок быстро к этому привыкнет и в итоге осознает, что из-за плохого поведения он лишает себя радости. Это станет для него первым шагом на пути к самоконтролю.

4. Укрепляйте у ребёнка ответственность. Если например, в порыве своей агрессии ребёнок что-то разбил или раскидал, он должен помочь привести всё в порядок. Только не нужно обозначать это как наказание, скорее это будет последствие за агрессивное поведение. Кроме того, ребёнок должен осознать, что за свои проступки нужно извиняться.

5. Ограничьте просмотр телевизора. Так как агрессивное состояние могут вызвать мультфильмы со злыми героями, игрушки, а также сказки-страшилки, фильмы ужасов. С детства учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными персонажами.

В заключение хотелось бы сказать, дети - это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя. Прививайте любовь к животным, например объясните, что кошка и собака друг человека, и ни при каких обстоятельствах их нельзя обижать. Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, играйте вместе в коллективе других детей.

Избавится от агрессивного поведения помогут такие методы как, игры с водой, рисование, лепнина разных фигурок из пластилина, сказотерапия.

Помните! При любой агрессии, необходимо соблюдать спокойствие. Крики и наказания, лишь усугубляют возникшую ситуацию. Постарайтесь в первую очередь успокоить ребёнка и только потом провести воспитательную беседу.

 

 

Адаптация ребенка в детском саду

Уважаемые родители, вы и сами знаете, что детсад очень полезен для воспитания. Ведь малыш быстрее привыкает к самостоятельности, дисциплине, режиму дня. Здесь он учится вести себя в коллективе, убирать за собой, одеваться. Плюс - развивающие занятия, праздники. Но поначалу детсад не покажется ребенку раем. И Вы не должны оставаться безучастными к проблемам малыша и знать, каковы признаки дезадаптации ребенка, в чем ее причины, какие могут быть последствия и как помочь своему малышу адаптироваться в садике.

Попадая впервые в детский сад, ребенок переживает 3 кризиса:
1.Иммунологический, т.е. приспособление иммунной системы
2.Социальный, т.е приспособление к требованиям системы, правилам поведения в коллективе
3.Психологический, т.е. сепарация, привыкание к разлуке с мамой. 

Основная задача ребенка – научиться быть без мамы, поддерживать себя самостоятельно, найти способы утешиться, когда грустно, когда не хочется идти в садик. 
Средний срок адаптации - 1,5 – 2 месяца. В этот период ребенок не хочет идти в сад, плачет, начинает болеть. На малыша также обрушивается лавина переживаний и страхов. А длительный стресс (помимо сквозняков и вирусов) в свою очередь провоцирует болезни.
В период адаптации ребенок меняется. Он может часто плакать, капризничать, проявлять агрессию, игнорировать ваши просьбы и требования, становится непослушным. У него могут появиться страхи, ночные кошмары, плохой аппетит. Он хуже разговаривает, может перестать проситься на горшок, тяжело засыпает. Все это последствия сильного эмоционального напряжения, стресса. 
Отчего же возникает стресс и негативные изменения в эмоциях и поведении ребенка? Главная причина - это разлука с матерью, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М".


Может быть три вида реакции ребенка при расставании с матерью:
1.Ребенок плачет, кричит, цепляется за мать и не успокаивается после ухода матери еще очень долго, в течение дня не играет, не ест, не спит.
2.Ребенок не проявляет огорчения при разлуке, спокойно идет в группу
3. При расставании может и всплакнуть (плакать за мамой - это нормально!), но быстро успокаивается.



Уроки расставания


  Сами научитесь расставаться с ребенком: уймите тревоги, отмахнитесь от сомнений и укоров совести из-за решения выйти на работу. Если мама уверена, что с ее сокровищем в саду будет все в порядке, и он справится с расставанием - так и будет. 

 Придумайте ритуалы прощания (все, что происходит регулярно - успокаивает). Поцеловать в каждую щечку, обнять, покружить, "дать пять"… 

 Будьте честны с ребенком. Не убегайте, а четко скажите: "Я иду на работу, но я приду за тобой после того, как ты покушаешь, поспишь и еще раз покушаешь". 

 Дайте малышу с собой "талисман": любимую игрушку, ваш платочек. 

  По дороге рассказывайте что-то увлекательное. 

 Не поддавайтесь на манипуляции ребенка - плач, гнев. Четко скажите: "Ты будешь ходить в сад потому, что ты уже большой. Тебе трудно расставаться со мной, ты еще не привык к воспитательнице, деткам. Я буду помогать тебе полюбить детский сад". 

 Подключайте папу: малыш будет рад возможности проехаться на папиной шее. 

Итак, теперь вы имеете представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации к детсаду. Теперь вы знаете, что ваш малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Все то, что видите вы, - это всего-навсего издержки адаптации, ее "цена" и "плата" для ребенка. От вас зависит, чтобы эта "плата" была минимальной. В этот непростой период родителям важно не ругать ребенка за плохое поведение, а поддержать его, помочь справиться со своими переживаниями. 


Правильные слова

Фразы: "успокойся, все будет нормально", "не плач, в садике много деток и тут даже лучше, чем дома" - не правда. Нигде не бывает лучше, чем дома (исключение - когда действительно дома плохо). Ребенок сочтет, что вы просто отмахиваетесь от его "горя" и не берете его чувства в расчет. 

Тут эффективна техника активного слушания: дайте выговориться и проговорите его чувства: "Я вижу, что ты переживаешь, не хочешь идти в садик. Ты не знаешь, что там будет, тебе страшно со мной расставаться, ты злишься". Тогда ребенок поймет, что его услышали - и уровень тревожности сразу же снизится.

Выскажите свое отношение к его эмоциям. "Мне жаль, что ты так переживаешь, что тебе грустно. Знаю, что тебе сложно, и готова помочь тебе полюбить садик. Мы с папой очень рады, что ты уже подрос, становишься большим". 

И еще. За время, проведенное в разлуке с мамой, у малыша… словно садится батарейка. Он нуждается в "подзарядке" - тесном общении с мамой. Поэтому даже если в доме есть другие дети, хотя бы полчаса уделите лично крохе. Вместе погуляйте, почитайте книгу. А вечером возьмите на руки, покачайте, лишний раз обнимите: телесный контакт необходим! Ведь он очень скучает за вами.


ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ АДАПТИРОВАТЬСЯ: 

 -возвращается аппетит; 

 -спокойный сон;

 -охотное общение с другими детьми, ребенок рассказывает, чем он занимался в садике; 

 -нормальное эмоциональное состояние.